Компании: | 88 754 (+2) |
Товары и услуги: | 111 333 |
Статьи и публикации: | 6 574 |
Тендеры и вакансии: | 743 |
Практически все мамы и папы учат своих малышей быть добрыми, делиться игрушками. Но вопреки ожиданиям родителей, играя между собой, дети все равно конфликтуют. Дело в том, что научиться взаимодействовать заочно нельзя, только на практике. Для большинства взрослых слово конфликт связано с чем-то отрицательным, из-за накопленного за всю жизнь опыта неразрешенных конфликтных ситуаций. А конфликт для детей это нащупывание способа взаимодействия. Чтобы положительного опыта общения со сверстниками у детей было больше, совместные игры нужно проводить под бдительным руководством опытных взрослых или специалистов.
Воспитывая ребенка, некоторые родители придерживаются неверного мнения, что правильный малыш - значит послушный. Но послушание удобно только родителям и часто не совпадает с позицией либо вашего, либо чужого ребенка. И это заметно в конфликтах на детских площадках.
Пример: детям не поделить качели, не решить, кто будет первым кататься. Вы советуете своему ребенку уступить: «Ты же хороший малыш». В данном случае позиция вашего ребенка ущемлена и ему справедливо обидно. Он может понять эту ситуацию так: «Быть хорошим и правильным весьма неприятное занятия».
Следующий пример: малыш хочет поиграть со слишком активным ребенком. Мама говорит: «Не играй с ним, он может тебя толкнуть и ты упадешь». Такое воспитание лишает малыша опыта общения с активными детьми. Кроме того, такие ситуации часто сопровождаются ущемлением позиции другого ребенка: взрослый начинает учить малыша своим правилам поведения, пытается переделать его под себя. Взаимодействие - это не прогибание своей позиции, это состыковывание разных жизненных позиций. Выход из положения: предложить активному ребенку поиграть в «Спасателя», где он реализует свою потребность в активности и при этом научится бережно относиться к вашему ребенку. Такая совместная игра разных детей даст им обоим полезный, ценный опыт общения.
Часто воспитатели не могут решить детских конфликтов (в государственных детских садах из за большого количества детей физически нет на это времени ) – просто рассаживают детей в разные углы игровой комнаты или в лучшем случае говорят: поиграйте по очереди. Чтобы дети получили радость от совместной игры друг с другом, положительный опыт общения со сверстниками, я, как главный специалист нашего сада, использую различные приемы. Один из них: «Одна игрушка – много ролей». Допустим, желая играть в одну машину – детям надо подсказать различные роли с машиной – ты водитель, ты грузчик, а ты ремонтник. И тогда получается, что в одну машину может играть пол группы детей. После такого обучения любой ребенок понимает, что дети это не конкуренты на машину, а друзья, с которыми можно поиграть. Также играя в одну куклу, предлагаются роли: ты мама, ты воспитательница, она врач. Для взаимодействия девочек с мальчиками: в игре с врачом есть водитель скорой помощи, доставка фруктов в «детский сад для кукол». Играя так, дети сознают, что у каждого своя роль, и при этом не нужно делить игрушки.
Во время совместных игр дети постепенно накапливают опыт общения. Чтобы ускорить это развитие, мы дополнительно проводим обучение социальным навыкам.
Проведение занятий «Театр сказки» помогает учиться взаимодействию благодаря опыту прошлых поколений людей. Читая сказку ребенку, чужой опыт так остается чужим. Только играя в эту сказку, пропуская ее через себя, опыт героев сказки становится жизненным опытом самого ребенка и происходит настоящее понимание сказки. Пример: Сказка «Теремок». Все дети знают эту сказку, любой ребенок скажет кто из зверей жил в теремке, а кто его разрушил. Это просто пересказ, но не усвоение чужого опыта. После распределения ролей, когда дети начинают залезать по очереди в домик-теремок и не по сказке ссориться раньше времени, только после этого они понимают, о чем сказка. То что звери жили дружно и это не так легко, а если ссорятся то домик падает и рушится еще раньше прихода медведя. Любая сказка несет в себе полезный опыт взаимодействия. Репка: -все получится, если делать вместе и дружно. Семеро козлят – правила безопасности, когда один дома. Красная шапочка – правила безопасности, когда один на улице.
Кроме сказочного опыта мы предлагаем детям тренинг. Прежде чем начать совместную игру – проводим зарядку – проигрывание вымышленной конфликтной ситуации. Сначала показывается спектакль про то, как поссорились зайка и мишка, а потом приглашают детей помочь зверятам. Сначала дети робко предлагают ответы, постепенно примеряя на себя роль активного участника спектакля. Каждый предложенный детьми вариант выхода из ситуации проигрывается зверятами, чтобы ребята могли увидеть результат своего ответа. В конце остается самый положительный и рациональный способ решения. Осознание ребенком, что от его ответа зависит дальнейшая судьба зверят, делает его активным участником ситуации, он привыкает брать ответственность на себя в конфликте. Конфликт решается всегда, когда оба ребенка идут друг другу на уступки, а активная жизненная позиция и ответственность участников способствует этому. В нашем саду мы много времени и внимания уделяем обучению детей правильному взаимодействию. Это главная задача любого дошкольного специалиста.
Марина Николаевна, психолог частного ясли-садика «АБВГДейка» . Телефон: 642-19-20